knivy (knivy) wrote,
knivy
knivy

Перепост: Домашнее образование или школа. Есть ли выбор?

Оригинал взят у denis_a_davydov в Домашнее образование или школа. Есть ли выбор?


Добрый день!

Вопрос обучения, образования и развития детей стоит остро для каждого родителя.
Скоро школа и надо понять как к этому относиться и надо ли что-то делать.
Все больше мыслей возникает о домашнем обучение или о частной школе.
Хочется поделиться размышлениями по этому поводу.
Как вы собираетесь решать школьный вопрос?

О чем мечтает родитель
Думаю, не ошибусь, если скажу, что все родители стремятся, чтобы их ребенок был здоровым, счастливым и успешным.

Но меня с детства мучал вопрос, а что считать успехом?
В чем он измеряется? В заработанных рублях? Все понимают, что нет.
В Джоулях излучаемого счастья? Штука абстрактная, никто не мерил.
В статусе в обществе? Уважение и признание окружающих штука относительная. Кто-то будет любить, кто-то ненавидеть. История это доказала.
Заслуги перед Отечеством? Герои войн, государственные деятели, реформаторы оставили след в истории. Обычно Отечество это не ценит и быстро забывает, хотя и большинство из них считало свою жизнь не напрасной.
Приобщение к высшему? У всех нас есть вера, но либо верить разучились, что так много плутающих, либо верим не в то. Кто знает.
В общем путей развития человека множество.
Для себя я ответил на этот вопрос просто. Успехом в жизни я буду считать, когда пойму зачем я родился и что должен сделать в этом мире.
То есть ответил и не ответил одновременно ) Так что поиск продолжается, но теперь уже точки приложения сил.
Так много разных интересных дел, людей и проектов, но как понять, где твоя команда, где твой проект?

Если кому интересно, чтобы не оставлять не отвеченных вопросов, поделюсь своим методом.
У каждого свой, но я выбрал такой. Те люди, которые способны занять место в сердце рядом с семьей, значит, они и есть твоя команда. Тот проект, который тебе снится и ради которого ты просыпаешься по утрам и думаешь скорей бы начать, и есть твой проект. Если есть чистая радость и устремление внутри, значит на верном пути. Если исчезло, значит надо корректировать курс.
Все просто, но трудно реализуемо. )

Но кто и когда должен дать это понимание ребенку? Родители? Наставники? Педагоги? Жизнь?


История из Германии.
Моя сестра училась в Германии. Программа не очень глубокая и размазанная на длительный период, но учителя очень много внимания уделяют кругозору детей и вместе с ними пытаются понять, что каждому будет по душе, с чем каждый захочет связать свою жизнь.
Очень много спорта, различных кружков и секций (у них это гильдии назывались).
Много обсуждают, ищут, примеряют на себя разные роли.
Мне эта система понравилась. В нашей образовательной гонке вплоть до окончания ВУЗа нет времени об этом задуматься.
Я, например, только на 4м курсе понял, что ошибся и хотел бы другого.

О выборе и зрелости
Поэтому вопрос выбора, на мой взгляд, это вопрос зрелости личности.
И здесь не важно сколько тебе лет и какого ты роста.
Либо созрел, либо нет. Либо понял себя, либо нет. Либо нашел мечту, либо нет.
Кто-то в 10 лет найдет себя, а кто-то в 70 будет грустить о бессмысленно прожитой жизни.
Этот процесс созревания и поиска может ускорить окружение, не навязчиво делясь своим опытом и своим видением, ну, а, главное, это конечно, важно помогать активно набирать жизненный опыт, пробовать разное, не закапываться в чем-то одном.
Я благодарен своей маме, которая таскала меня по куче кружков и разрешала идти в новые, пробовать.
Она не пыталась сделать из меня балерину, как из сестры, в этом вопросе мне повезло. )
Поэтому она просто пыталась понять, что мне поможет раскрыться, что будет полезно.
Без заточки на супер успехи и спортивные вершины.
В итоге из всех наклонностей и талантов отсеялись те, которые мне были интересны и в которых хотелось развиваться. То есть появилась загадочная мотивация, а значит началось развитие.

Возвращаясь к школе

Я бы разделил процессы на развивающий и образовательный и приоритет бы поставил на первом.
Возможно в Америке непросто так совершеннолетие считается в 21 год.
Почему мы так спешим побыстрее выпустить наших детей в мир?
Станки на заводах простаивают? Нет.
На рынке много вакансий. Тоже не особо.
Это вопрос - загадка и наверное относится больше к культуре общества и политике. Не зрелые лучше ассимилируются в ту систему, которая есть.
На мой взгляд, школа должна именно развивать качества человека, его способность мыслить и мотивироваться, а давать образование, профессию, специальные знания - уже институт.

Родитель и учитель. О развитие
Для меня очевидно, что процесс развития ребенка возможен только благодаря мощной симпатической связи между ребенком и взрослом.
При чем родительская связь это одно, а связь с учителем это другое. И обе важны.
Связь родительская это любовь, забота, уверенность, жизненный пример.
Связь с учителем это совсем другой мир. Это устремления, это новые возможности, это неизведанные области, это открытия, это команда.
При этом оба этих мира важны и оба взаимопересекаются.

Мне например, очень интересна историческая модель отношений ученик-учитель в Древней Греции, в Индии, в Китае.
Я задаю себе вопрос, а готов ли был бы я отправить своего ребенка пусть к признанному авторитету и мудрецу, например, Конфуцию или Пифагору в закрытую школу?
Хмм, если бы только сам убедился в их мудрости, то без сомнения.
А много ли учителей сейчас есть в современных школах, которые являют такой уровень?
Простите, заступлюсь за учителей, но какой уровень может являть человек, загруженный с головой в бумажную волокиту и бюрократию?
Процесс развития учеников связан напрямую с процессом развития учителей.
А если он сводится к получению категорий, то вряд ли можно рассчитывать получить местного Конфуция или Пифагора...

Мне кажется, проблема укоренилась глубоко. Культ учителя советских времен, благодаря упорным усилиям, развеялся. Теперь это просто преподаватель, а не учитель жизни, развивающий ребенка.
И как бы мы не восхищались усилиями одиночек, но рыба гниет с головы и система влияет мощно, большинство наших школ встало в стройные ряды образования биороботов в рамках программы.
Учителей старой формации почти не осталось. Новые просто делают свое дело, "ничего личного, просто работа".
Смириться с этим или нет, выбор каждого.

Но я склоняюсь либо к поиску частной школы с другой внутренней культурой (ключевое слово).
Либо если такие тоже заложники системы и даже у них все сводится к внешнему лоску, а не внутреннему наполнению, то тогда придется идти по пути домашнего образования или самостоятельного объединения родителей для обучения своих детей.
Если сейчас есть частные детские садики и всякие развивалки, то почему бы не появиться частным мини школам?
Найти классного настоящего учителя на группу из 10 детей и платить ему достойную оплату намного реальнее, чем надеяться на шанс в школе.
Вполне может быть, что родители при должном стремление сами смогут набрать нужную квалификацию и преподавать.

Да, есть особенности школы, которые некоторые привыкли считать плюсами.
Я, например, так это рассматриваю.

Классическая школа и ее фишки

1. В школе есть мощное ритмичное напряжение, заданное плотной программой, встраиваясь в которое дети привыкают к бешеному ритму современной жизни.
Я не уверен, что это полезно для психики ребенка в той подаче, которая есть в школе. А напряжение, дисциплину и ответственность лучше и легче прививать на спорте. Пусть знания будут всегда в радость.

2. В школе есть социум, который закаляет...
Среды штука интересная. Повезет - разовьет, не повезет - приведет к деградации. Опять же степень ядрености среды внутри семьи. Если родители впахивают с утра до вечера, то надеяться на чудо, что школа приведет к развитию достаточно опрометчиво. А залечивать психологические травмы между сном и работой малоэффективно.
Поэтому лучше сформировать свой социум, чтобы в нем укрепить и закалить детей не методом кидания их в реку, а постепенно приучая и укрепляя.

3. Программа, которая позволяет поступить в ВУЗ
Ммм, будем честны, ЕГЭ сдается не очень успешно. Поэтому супер насыщенная и классно прописанная программа не является залогом успеха ребенка в школе и поступления в ВУЗ. Потому что школа убивает мотивацию в основном, а не растит ее.
Большая школа, которая бы как суперконвейер выдавала мотивированных и счастливых учеников... Это возможно утопия. А возможно надо собрать лучших учителей с большой буквы и посмотреть как они сами сделают такую школу без гос чиновников и департамента образования...
Тот же самый Кембридж и Оксфорд это прежде всего, культура профессоров и их гибкий подход к образованию. По сути влияние их как наставников и реальных примеров с живым участием в проектной деятельности их самих и студентов. Почему тот же подход не использовать и для средней школы, мне кажется, что сработало бы.

В качестве заключения

Поэтому я считаю, что самостоятельные мини школы организованные родителями это вполне здоровая альтернатива.
Но важно учитывать два главных фактора.
Родитель и учитель это два разных человека, совместить их в одном это высший пилотаж, и мало кто на него способен. Поэтому я бы ориентировался на подбор наставника-учителя для такой школы.
Домашнее образование не должно быть домашним, школа для меня это как храм, со своей атмосферой, со своими законами, со своей культурой. Если не будет правильного отношения к ней, то и процесс сведется к анимации или досугу.
Поэтому вполне вероятно, что вскоре детские развивающие клубы трансформируются в минишколы, которые будут готовить детей вплоть до ВУЗа.
Но сможем ли мы, родители, найти столько талантливых учителей-наставников и хватит ли нам самим мудрости и знаний, чтобы помогать их работе, а не мешать?
Это вопросы, на которые каждому предстоит отвечать самому, так как государство дает нам возможность самим решить эту проблему.

Вот такие размышления о школе и домашнем образование.

Будет интересно узнать, ваше отношение к домашнему образованию?
Какие еще сильные стороны классической школы вы знаете, которые необходимо учесть?
Знаете ли вы примеры частных школ, в которых хочется учиться?

С уважением,
Денис Давыдов

Tags: Россия, дети, жизнь, образование, перепост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments